Главное о постаматах: что это, зачем они нужны и как работают
Что такое постаматы или почтаматы вы наверняка уже знаете, первым флагманом в Беларуси была Белпочта, установив 26 постаматов по всей Беларуси. Почти все постаматы были произведены ООО «Сайнс Солюшнс», компания также разработало ПО для них. Затем в Минске появились постаматы компании Lamоda, а в 2022 и компания Ozon установила свои постаматы в Беларуси.
Какие постаматы бывают, почему на них растет спрос и как современные гиганты индустрии используют постаматы в своих целях.
В последние годы люди все больше задумываются об автоматизации и роботизации: товары на складах сортируют роботы, в супермаркетах появляются кассы самообслуживания, посылки доставляют дроны. И пандемия 2020 подстегнула эти тренды — сильно вырос спрос на все автоматическое и бесконтактное. И постаматы — как раз отражение этих трендов, способ удобной и быстрой бесконтактной доставки.
Что такое постаматы: какими они бывают и какими могут быть
Постамат — это устройство для автоматической выдачи и отправки посылок, товаров и документов. То есть главная его функция — выдать получателю посылку в любое время, без участия курьера или другого сотрудника.
Сейчас наиболее популярны простые постаматы: несколько закрытых ящиков и терминал. В терминале нужно ввести пароль для получения посылки, можно отследить заказ, оформить возврат или оплатить покупку по карте через терминал.
Но есть идеи постаматов и поинтереснее, еще более продвинутых и автоматизированных:
Дронпоинты. Посылки между несколькими постаматами в пределах одного города доставляют дроны вместо курьеров. Они автоматически забирают посылки из боксов, по воздуху отвозят их в место доставки и помещают там на хранение «до востребования». Это гораздо быстрее классической доставки — можно получить посылку за один день.
Мобильные постаматы. В качестве постамата выступает автомобиль. Утром в него загружают товары со склада, а потом автомобиль приезжает в точку выдачи и стоит там весь день и ночь. Получается, что посылку все еще можно забрать в любое удобное время, но курьерам не нужно ездить со склада и обратно. Кроме того, локацию мобильного постамата можно менять в зависимости от того, куда заказано больше посылок.
Продуктоматы. Постаматы с охлаждением, в которых могут храниться продукты питания. Это поможет упростить продажу и доставку редких и дорогих продуктов. Можно будет не хранить на полках супермаркета стейки из мраморной говядины или морепродукеты — заинтересованные покупатели будут заказывать такие продукты через интернет и получать в постамате рядом с домом.
Почему постаматы стали так популярны
Приведем пример статистики по Росси. В середине 2020 года в России было больше 15 000 постаматов. Для сравнения, в 2018 их было всего 5 500 — почти в три раза меньше.
В чем же причина такого резкого роста числа постаматов?
Клиентам так удобнее. Почта и пункты выдачи работают по графику, курьера надо ждать в определенное время — это неудобно. Кроме того, в пандемию хочется меньше контактировать с людьми. Поэтому идеально, когда посылку можно забрать в любое время, без участия человека — то есть в постамате.
Поэтому выбирая между двумя интернет-магазинами, люди чаще предпочтут тот, где есть доставка в постамат, а не на почту.
За трендами следует даже «Почта России» — они начали устанавливать свои постаматы для выдачи посылок.
Снижение затрат на персонал и логистику. Постаматы позволят нанимать меньше курьеров и сотрудников служб доставки, а также не тратить деньги на развоз посылок лично каждому клиенту. В итоге их закупка и установка окупится.
А еще с постаматами легче расширить зону доставки.
Можно использовать постамат как рекламу. Продавать площадь постамата: размещать баннеры или объявления или даже поставить экран и крутить медиарекламу. В итоге постамат в торговом центре может превратиться в дополнительный рекламную точку.
Например, Ozon, Lamoda брендирует свои постаматы. Они сразу бросаются в глаза и служат отличной рекламой маркетплейса.
Кто вообще ставит и обслуживает постаматы.
Есть две группы компаний, которые занимаются постаматами.
Первая группа — это службы доставки, почтовые сети, например, Белпочта. У них есть свои курьеры и пункты выдачи, и в дополнение к ним — постаматы. Именно таких постаматов обычно больше всего — иногда в магазинах и ТЦ стоят даже несколько, от разных служб.
Такими постаматами обычно пользуются другие компании и интернет-магазины. Именно через такой постамат можно отправить клиенту заказ — отнести посылку в службу доставки или постамат с функцией приема.
Вторая группа — это крупные компании, которые предлагают доставку дополнительно. Например, Ozon, Lamoda — вы покупаете товар у них на сайте, и можете выбрать доставку в их фирменный постамат.
Такие компании занимаются постаматами для удобства своих покупателей, либо чтобы извлечь дополнительную прибыль и привлечь больше клиентов в свои магазины.
Постаматы выгодны и тем, кто ставит их у себя: владельцам магазинов и торговых центров. Они предоставляют владельцу постамата площадь и электричество, а взамен берут с него арендную плату. И привлекают к себе поток клиентов — есть шанс, что зашедший за посылкой заглянет и к ним в магазин.
Надо отметить, что все эти компании не изготавливают постаматы сами. Проектированием, изготовлением и программированием терминалов занимаются их партнеры.
Как дела с постаматами в других странах
За границей постаматы набрали популярность раньше, чем у нас. Уже в 2015 в Европе их было установлено больше полумиллиона, а в США на 2017 год их насчитывали 24,8 тысяч.
За границей постаматы ставят не только в магазинах, но и на улицах. Собственные сети постаматов есть у крупных ритейлеров вроде Amazon, и у служб доставки типа DHL. Много там и локальных сетей, в пределах одной страны или даже одного города.
К примеру, такие огромные стойки с постаматами можно найти в Германии. Их обслуживает популярный логический оператор, DHL
С постаматами в плюсе все: и владельцы, и покупатели. И пока бесконтактная доставка дронами еще не стала массовой, постаматы остаются самым простым и удобным способом получить покупку.