Первые оборудованные платные парковки появились в 1935 году, в США. Это были муниципальные парковки, где каждое место было оборудовано паркометром.
Такие устройства представляют собой счетчик с часовым механизмом, показывающим время до окончания оплаченной парковки транспортного средства. При использовании такого оборудования водителю автомобиля необходимо было внести плату за стоянку и включить паркометр.
В зависимости от типа устройства включение происходило автоматически при внесении средств или с помощью поворотной рукоятки, которая подзаводила механизм. После этого начинался отсчет периода, на который была оплачена парковка.
Позже, в 1958 году парковки такого типа впервые появились в Европе (Великобритания, Лондон).
Такие способы организации платной парковки находят применение и по сей день.
Но наиболее популярны сейчас электронные системы, объединяющие в себе все парковочное пространство города, позволяющие оплачивать парковку банковской картой, траспортной картой или путем отправки СМС-сообщения.
Эволюция автоматизации парковок
К середине 90-х годов прошлого столетия платные стоянки, использующие специализированное оборудование для парковки, стали распространяться в Беларуси.
Развивались не только парковки находящиеся в ведомстве государственных властей, но и частные парковки.
Первые частные автоматизированные парковки в нашей стране организовывались для придания более высокого статуса строящимся торгово-развлекательным и бизнес-центрам, а не как важный элемент инфраструктуры. Они были, как правило, бесплатными.
Ситуация изменилась в результате значительного увеличения количества личного автотранспорта. Остро встал вопрос нехватки парковочного пространства и обеспечения безопасности автомобилей.
Инфраструктура платных парковок прошла развитие от огороженного периметра, где все основные функции по контролю, размещению и взиманию платы с автотранспорта были возложены на охранника-оператора стоянки, до многоуровневых автоматизированных паркингов, где весь комплекс работ выполняется специализированными техническими устройствами.
Паркинг представляет собой пространство для стоянки и хранения автомобилей, которые бывают надземными и подземными, одноуровневыми или многоуровневыми.
Одноуровневые надземные открытые стоянки являются наиболее простым типом, на которых автоматизация парковки была минимальной. Именно они стали исходным вариантом для современных платных парковок.
Чтобы организовать на таких стоянках парковочные системы требовалось купить и установить ворота или шлагбаум на въезд и нанести разметку мест стоянки для автомобилей. Контроль доступа, охрана и взимание платы осуществлялось контролером (оператором).
Следующим этапом стало появление платных стоянок, на которых функционировала парковочная система для учета времени нахождения на территории и оплатой через паркомат.
В условиях городской застройки наземные паркинги стали занимать значительную площадь, поэтому им на смену пришли многоуровневые комплексы – наземные, подземные или смешанные. Организация таких пространств обеспечила дополнительные требования к аппаратно-программным комплексам и привело к тому, что широкое распространение получили автоматические парковочные системы.
Первичная автоматизация парковочных комплексов
Первичная автоматизация парковочных комплексов осуществлялась при участии оператора, который принимал участие как в процессе въезда и выезда, так и в процессе оплаты.Такие системы относятся к системам с частичной автоматизацией, подробное описание которых есть в отдельной статье Классификация парковочных систем по степени автоматизации
Автоматизация парковки позволила добиться значительной экономии времени на въезд/выезд, поиск места и оплату нахождения на стоянке.
Полностью автоматизированные паркинги и парковки
Для обеспечения более оперативного въезда/выезда большего количества транспортных средств, предотвращения заторов и других неудобств, а также повышение удобства использования стоянок начали применять автоматические парковочные системы, обеспечивающие полноценный контроль, управление движением и прием платы за использование паркинга.
На территориях, где используются такие комплексы, при въезде водитель получает уникальный идентификатор. Наиболее часто встречающимся вариантом исполнения является бумажный билет со штрих-кодом, на котором зафиксированы все необходимые данные о парковке (текущая дата, время въезда, тарифные планы).